Утилизаций сбор – налог, который платят импортеры и отечественные производители транспортных средств. Сбор нужен для последующей переработки техники. В конце лета 2023 года правительство в 2-4 раз увеличило одноразовый платеж на утилизацию автомобилей. С 1 июля 2024 года похожие нововведения коснутся компаний, занимающихся производством спецтехники. В зависимости от категории машин налог вырастет в 1,41-2,5 раза. Ужесточение налогообложения коснется погрузчиков, самосвалов, тяжелых бульдозеров. Менее выгодно станет ввозить в Россию не только новую, но и подержанную технику.
Ставка ультрасбора по-прежнему будет составлять 172,5 тыс. руб., но коэффициенты поднимают в разы.
Сбор на новенькие погрузчики вырастет более чем в 2,2 раза. Налог составит 1,8 млн. руб.
По самосвалам для бездорожья следующая ситуация: ввоз нового грузовика мощностью 200-650 л.с. повлечет утильсбор 8,5 млн (минимальная прибавка на 41%), импорт техники старше 3 лет станет причиной уплаты 12,5 млн.
В категории 650-1750 л.с. аналогичная ситуация: повышенный утильсбор на новые самосвалы составит 14,4 млн, на подержанную технику – 20,7 млн.
Если мощность двигателя превышает 1750 л.с., то новый утильсбор – 24 или 29,3 млн для новых и подержанных самосвалов соответственно.
По бульдозерам с двигателями 600-800 л.с. утильсбор поднимают до 5 и 22,4 млн на новую и подержанную технику.
Кроме того, утильсбор на гусеничные тракторы приравняют к налогу на бульдозеры на гусеничном ходу. Такую меру вводят, чтобы прекратить недобросовестную практику, при которой в страну завозят гусеничные бульдозеры, указывая в документах, что это тракторы. Нововведение не коснется техники, предназначенной для сельхозработ.
Эксперты полагают, что увеличение сбора приведет к повышению спроса на российские погрузчики. Отечественные компании тоже платят утильсбор, но государство его полностью или частично компенсирует, в зависимости от степени локализации производственных мощностей.
По остальным категориям спецтехники нововведение не даст сиюминутного эффекта. Однако более перспективным будет выглядеть запуск новых производств самосвалов и бульдозеров в РФ. По части тяжелых бульдозеров уже есть определенные подвижки: их начал выпускать машиностроительный концерн «Тракторные заводы». Увеличение утильсбора уменьшит ассортимент техники, которую завозят из Китая.